ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ…
Овчарова Г.Л. – педагог дополнительного образования
Появление при учреждениях дополнительного образования структурных подразделений, обеспечивающих подготовку детей к школьному обучению - это практический ответ российской системы образования на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные таланты, склонности, интересы. Перед нами стояла задача – разработать комплексную программу, которая бы удовлетворяла этим запросам.
Так с 1996 года, в Городском центре внешкольной работы «Досуг» открылась Школа раннего развития ребенка для талантливых детей и заботливых родителей…
За прошедший период Программа Школы раннего развития становилась Лауреатом областного конкурса программ дополнительного образования детей, Модель ШРР - победителем Всероссийского конкурса моделей «Раннего развития».
Цель программы создать условия в дополнительном образовании по формированию у детей 4-6 лет качеств и предпосылок, необходимых для овладения учебной деятельностью, через развитие социальной компетенции.
Основными задачами программы являются:
Воспитательные:
- Формирование ценностно-смысловой сферы ребёнка;
- Приобщение к культурному и историческому опыту поколений;
- Формирование навыка здорового образа жизни.
Развивающие:
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.); фантазии, воображения, творческих способностей; умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными алгоритмами, проверять результат своих действий.
- Развитие основы умения учиться с помощью личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- Реализовывать собственные интеллектуальные способности, компетентности и таланты;
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Обучающие:
- Предоставить возможность усвоения знаний в образовательных областях: математика, развитие речи, художественное творчество, история, музыка.
Эти задачи решаются через следующие направления воспитательно-образовательной деятельности:
- "Весёлая азбука";
- "Занимательная математика";
- "Художественное творчество и родной край";
- "Вместе спляшем и споём"
- "Играем в английский".
С каждым годом растет популярность Школы, увеличивается количество обучающихся: в 1996-1997 учебном году – 30 человек, 2017-2018 учебный год – 206 человек.
Для реализации программ ШРР привлекаются все новые и новые педагоги, они выступают ценным ресурсом, а их педагогический потенциал является предпосылкой конкурентоспособности этого структурного подразделения. Весь педагогический состав имеет высшую и первую квалификационные категории, стаж работы не менее 5 лет. Кроме того, на протяжении всего периода обучения детей сопровождает педагог-психолог, логопед полученные сведения позволяют скорректировать дальнейшую работу.
Сегодня деятельность педагогов Школы раннего развития «Успех» направлена: на выявление и раскрытие едва проявившегося потенциала одаренности, на помощь ребенку в освоении своего дара, чтобы сделать его чертой своей индивидуальности, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.
Инновационная работа в ШРР обеспечивает всестороннее развитие общей детской одаренности как востребованной обществом необходимости в людях способных и высокопродуктивных.
Вместе с тем именно работа с одаренными детьми рождает и проблемы, главнейшая из которых, как спасти детей от перегрузки. Реализация индивидуальной траектории развития детей с высоким уровнем способностей является важнейшим элементом саморегуляции и позволяет в значительной степени решить и эту проблему.
Возникает целесообразность применения технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дополнительного образования, данная технология представляет собой поэтапную педагогическую деятельность специалистов и самих родителей, основанную на принципе партнерства и направленную на повышение педагогической культуры матерей, вовлечение их в процесс реализации индивидуальной траектории развития своего ребёнка.
В 2012-2013 учебном году 6 человек с высоким уровнем способностей занимались по индивидуальным программам. Для них составлены индивидуальные карты по курсам «Заниматика», «Весёлая азбука», «Оригамушки»; карта психолого-педагогического обследования; мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Результативность деятельности представлены в портфолио.
На протяжении всего времени, что существует Школа раннего развития, она имеет только положительные отзывы, как от родителей, так и от педагогов-психологов (МБОУ гимназия №1 Столбенко Л.В., МБОУ СОШ №6 Савельева Н.А. и др.) и учителей начальных классов (МБОУ СОШ № 2: Сергеева Т.Н., МБОУ Лицей № 7: Кучкурдина Е.В., Калимбет И.О., Плетнева Т.В. и др.).
«Мальчик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; общественные поручения выполняет добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение…» - такую характеристику дают школьные психологи, обучающимся Школы раннего развития.
Слова благодарных родителей звучат как в адрес администрации МБУ ДО ГЦВР «Досуг», так и в адрес педагогических работников, трудящихся в Школе раннего развития под руководством Овчаровой Г.Л.:
- «…Действительно, программа создана так, что ребенок увлекается, включается, происходит погружение в тему. Мы тоже ходим в детский садик, но дома у нас большая часть времени проходит в рамках программы Школы раннего развития. Увлечены и участвуют все члены семьи и папа тоже. Помимо общего развития, у ребенка развивается словарный запас, который в таком объеме я вряд ли могла подать сама. Меня тоже радует, когда ребенок вдруг узнает в перевернутом стуле цифру четыре, вспоминает и называет новые слова или поет слоги…».
- «Очень грамотно и тонко подобраны воспитательные мероприятия, что соответствует нашему времени…».
Таким образом, практика показала, что Школа раннего развития для ребят является эффективной формой решения проблемы подготовки детей к школе, так как она органично сочетает в себе дошкольное воспитание, обеспечивая интеграцию задач дошкольного и начального образования, объединяя их в единую образовательно-воспитательную систему. Это подтверждается следующими данными:
- Стабильная адаптация выпускников ШРР в общеобразовательных школах;
- Высокая познавательная, коммуникативная, социальная активность выпускников ШРР в школьной жизни;
- Разноплановая деятельность детей в ШРР способствует ранней диагностики одаренности, выявлению их способностей и дальнейшему их развитию.
- Участие и победа в международных, всероссийских, районных конкурсах декоративно – прикладного искусства и многих других!